Упрощение размещения линейных объектов и объектов недропользования

Фонд «Институт экономики города» рассмотрел проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов и объектов недропользования». По мнению специалистов Фонда, концепция законопроекта заслуживает поддержки, однако формулировки норм зачастую не вполне отражают суть изменений.

Содержание

Изменения в Земельный кодекс РФ

1. Перечень объектов, для размещения которых может устанавливаться публичный сервитут
2. Разграничение видов сервитута
3. Деление публичного сервитута на виды по сроку действия
4. Правила установления границ публичного сервитута
5. Защита прав собственников земельных участков, на которые планируется установить сервитут
6. Применение норм ст. 5610 ЗК РФ к процедуре направления соглашения об установлении публичного сервитута правообладателям земельных участков
7. Порядок установления платы за публичный сервитут
8. Объекты, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов

Изменения в Федеральный закон от 25.10. 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

1. Переоформление прав юридических лиц
2. Перераспределение земель
3. Плата за публичный сервитут
4. Границы публичного сервитута
5. Заключение соглашения об установлении публичного сервитута

Изменения в Градостроительный кодекс РФ

1. Понятие красных линий
2. Понятие линейного объекта
3. Объекты, при размещении которых не требуется подготовка документации по планировке территории
4. Объекты, в отношении которых не требуется выдача разрешения на строительство
5. Образование земельных участков при выданном разрешении на строительство
6. Направление копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в органы государственного строительного надзора

Иные изменения

Согласно ч. 3 ст. 7 законопроекта «сооружения, указанные в статье 24.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), считаются размещенными на условиях публичного сервитута до 1 января 2022 года без его оформления (при условии, что у правообладателя сооружения отсутствуют права на земельный участок, занятый данным сооружением), если право собственности на них возникло до вступления в силу настоящего Федерального закона».

В целом непонятна цель введения данной нормы. Она узконаправленна, поскольку законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимость не разрешало регистрацию прав на объекты, при отсутствии прав на земельный участок, на котором объект размещен.

Кроме того, согласно данной редакции будут признаны публичные сервитуты без необходимости их оформления для всех указанных объектов, в т. ч. размещенных на земельных участках, находящихся в частной собственности (только в отношении объектов, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Это может породить практические проблемы при переходе земельных участков к другому собственнику, который будет лишен информации о таком обременении участка.

Неясно также, каким образом будет определяться граница такого публичного сервитута без оформления.

Терминология законопроекта в ряде случаев не соответствует терминологии земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Учитывая значительное количество несоответствий и юридико-технических ошибок, законопроект нуждается в серьезной доработке.