Аналитический доклад по вопросам управления развитием моногородов

Автор: 
Пузанов Александр Сергеевич
Содержание: 

За последние годы понятие «моногород» из научного термина и журналистского штампа стало, наконец, почти официальным обозначением категории населённых пунктов. Хотя законодательно оно по-прежнему не закреплено (работа над соответствующим законопроектом носит пока, по нашим данным, скорее инициативный характер, на федеральном уровне появилась единая его трактовка, отражённая в ряде подзаконных актов Министерства регионального развития РФ (далее – Минрегионразвития). Были выработаны, в частности, официальные критерии отнесения населённых пунктов к категории моногородов, сформирован их перечень и, главное, провозглашена достаточно внятная государственная политика по отношению к моногородам.

Всего Минрегион России определил 335 населённых пунктов, соответствующих им же установленным критериям монопрофильности. По мнению многих экспертов, этот список неполон. По данным Экспертного института в 2000 г. в стране было 467 моногородов и 332 монофункциональных посёлка городского типа, и едва ли с тех пор их число столь резко сократилось. Фактически повторяет эти данные Институт региональной политики, отмечая, что в 2008 г. в стране было 460 монофункциональных городов и всё те же 332 монофункциональных посёлка. 

Моногорода – разумеется, не только российское явление. Создание моногородов, их кризис и даже исчезновение – это процесс, который идёт до сих пор даже в самых развитых странах Запада. При этом моногород всегда сталкивается с дилеммой: эффективность или устойчивость? Создание посёлка или небольшого города при изолированном крупном предприятии – весьма эффективная (по крайней мере, в среднесрочной перспективе) форма организации производства, поэтому она будет использоваться постоянно.

Однако динамичность хозяйственной среды, в том числе её территориальной структуры, неизбежно меняет условия работы таких предприятий, и «города при заводах» постоянно становятся жертвами изменений экономической конъюнктуры. Даже в США, стране с одной из наиболее мобильных систем расселения, насчитываются буквально сотни «городов-призраков» – бывших моногородов, которые были полностью или почти полностью покинуты своими жителями после того, как факторы развития этих городов переставали действовать.

По мере уменьшения роли отраслей, основанных на переработке локализованных природных ресурсов, уменьшения среднего размера фирмы и повышения гибкости территориальной структуры в условиях «новой экономики» острота проблемы моногородов как проблемы национального уровня в развитых странах снижается. В России динамизм этих процессов меньше, и проблема моногородов еще долго будет одной из болевых точек национального масштаба.